"ТЕНЬ ВЗОРВАННОГО МОСТА"
Газета "Республика Башкортостан" № 35 от 24 февраля 2005 года
"Уфимский трактъ" - дорога между прошлым и будущим.
Погода, футбол и история интересуют всех, говорят специалисты масс-медиа. Впрочем, состав триады переменчив: футбол, например, может заменить мода. Но на историю вроде бы пока никто не покушается. И потому всякая новинка в СМИ на эту тему вызывает ревнивый интерес. "Уфимский трактъ", появившийся на канале БСТ (22.55 - в будние дни, повторы по утрам в 10.10, автор идеи и текстов - Рустем Вахитов, ведущий - Валерий Гриньков, съемки и монтаж - Роберт Раупов, продюсеры - Рустем Губайдуллин и Андрей Потапов), - не исключение.
И вот что интересно. Экспрессивные моноспектакли Эдварда Радзинского - да, конечно, любопытно. Тяжеловесные проекции Евгения Киселева (я и Кремль, я и Сталин, я и так далее) - может быть. Но если без липовых рейтингов, то самый большой интерес у телезрителей, пожалуй, вызвал сериал Леонида Парфенова. Сериал, в котором стук ботинка по трибуне ООН соседствовал с совершенно мизерными, в масштабах истории, бытовыми подробностями. Доминирующая длина юбки и хиты танцплощадок оказались для телезрителей предметами не менее интересными, чем повестки дня исторических заседаний Политбюро. "Молодая гвардия" затеяла проект "Живая история: повседневная жизнь человечества". Теперь это не издательство ЦК ВЛКСМ, а АО, коммерческая структура, и в убыток себе, не рассчитывая на потребности читателей, ничего делать не будет. Интерес к повседневности, к бытовой детали - такова конъюнктура, психологически вполне объяснимая.
Перестроечный грохот разоблачений, оценочные перевертыши, переписывание истории в угоду "злобе дня" изрядно обществу надоели. Политические барабаны не знают полутонов. Но именно из них, полутонов, и складывается наше существование. Жизнь "как тишина осенняя - подробна…" Так вот, новорожденный "Уфимский трактъ" и пытается использовать полутона, детали, подробности, которые "Краткая история ВКП(б)" и ее перестроечные антиподы отвергали напрочь. Бытовые детали создают тот необходимый для комфортного восприятия контекст, который называют "ароматом времени", тот канал духовной связи, который нужен для ощущения родства поколений. Авторы не препарируют прошлое с тем холодным интересом, с которым Базаров исследовал лягушек. И это тоже создает особую атмосферу общения со зрителем.
Авторы "Тракта" решили в серии сжатых, лаконичных передач показать один, двадцатый, век из истории Уфы и Уфимской губернии (позже БАССР, Республики Башкортостан). Разумеется, детали старинного и старого быта - не единственные и не довлеющие фрагменты монтажа. Каждая передача - калейдоскоп, мозаика, динамичная смена сюжетов (и времени мало, и зрителям наскучить не хочется). Их границы иногда даже чересчур резки, восприятие с трудом успевает перестроиться. В смене сюжетов - постоянное смещение фокуса: мировые события, российские, уфимские, события в жизни конкретного героя. И постоянное смещение ракурса: политика, экономика, культура, быт. Американские кадры об очередном мировом техническом чуде могут соседствовать с сюжетом о неосуществленной пока мечте уфимцев насчет трамвая, а тот, в свою очередь, с курьезной историей о велосипедистах, калечащих пешеходов в темных уфимских аллеях. Потрясающие кадры с фронтов Первой мировой сменяет частная микроистория о розыске некоего гражданина, уклоняющегося от призыва. Все это создает ощущение неразрывности ткани жизни, ее полноты. Лаконичные штрихи образуют объемную картину бытия.
На реализацию поставленной задачи авторы стараются мобилизовать все компоненты телепередачи. Многократно просеянный, тщательно отобранный исторический материал, реализованный в тексте, старинные фотоснимки, кадры кинохроники, неплохо сделанные современные съемки, располагающие баритон и фактура ведущего - актера Республиканского русского драмтеатра Валерия Гринькова. Материальным проводником, "звездными вратами" из настоящего в прошлое служат авторам сохранившиеся в столице республики старинные здания. Многократно повторяющийся ход: старое фото с указанием места и времени и через мгновенье - то же место, но уже в современности. Вот только (видимо, из экономии эфирного времени) авторы пропускают некоторые элементы этих переходов. На снимке из прошлого - фасад здания, а в настоящем мы оказываемся уже в интерьере. А ведь интересно, как выглядит здание сейчас, кто его нынешний владелец, как оно вписано в современный вид улицы, да и нынешнее ее название указать неплохо бы. Вроде мелочи, а ведь это так важно для тех, кто дорожит прошлым, историей родного города.
Да, но во имя чего все это: дни, проведенные в архивах, километры просмотренных хроникальных лент, долгий поиск нужного ракурса? Утолить природное любопытство? И это немаловажно. А самое главное - "Уфимский трактъ" участвует в решении значимой социальной задачи. Парадокс: время непрерывно, а история у нас дискретна. В двадцатых годах прошлого столетия горячие головы, "в лоб" реализуя известный тезис классиков марксизма о предыстории и подлинной истории человечества, призывали сжечь мосты, порушить и забыть "проклятое прошлое". В девяностых не менее энергичные деятели то же самое говорили о советской истории России. Школьники тридцатых не помнили о героях Плевны и замечательных российских философах начала века, нынешние школьники с трудом вспоминают, кто такая Зоя Космодемьянская. Исторические провалы в памяти поколений рождают ущербность нации, мы это ощутили на себе. И попытаться если не восстановить взорванные мосты, то хотя бы нарисовать их контуры - вполне достойная цель, которую ставит перед собой новая телепередача на БСТ.
И еще. "Уфимский трактъ" подспудно призывает нас дорожить прошлым. Не только задокументированным и хранящимся в архивах. Вещным, архитектурным прошлым. Тем хотя бы, что еще существует в старых стенах. Алчные застройщики того и гляди разбомбят последние приметы старинной Уфы. А что такое город без прошлого? Это город без будущего.
Валентина КЛИМИНА.