Уфа. Год 1913-й
Новости. В США Генри Форд впервые в мировой практике внедряет метод конвейерной сборки автомобилей. Французский парламент принимает законопроект об обязательной трехлетней воинской повинности. В России широко отмечается 300-летие царского дома Романовых. Тем временем в далекой Уфе учреждается первая вольная артель трубочистов. Чумазые труженики с удвоенной энергией штурмуют крыши и сообща вычищают прокопченные трубы и дымоходы.
Короткой строкой
Уфа просвещенная. В 1913-м году наш город становиться одной из немногих точек на карте России, где начнет действовать так называемый "разумный" кинематограф. Отброшены в сторону боевики и так называемые показы для взрослых. На экране фильмы по географии и химии, истории и физике. Основной контингент зрителей - ученики гимназий и училищ. Знания в детские головы, к радости их обладателей, отныне вбиваются по новому прогрессивному методу.
Уфа. Гимназисты во дворе Мужской гимназии на улице Большая Ильинская
В этом же году проходит перепись населения. Согласно статистике в городе проживает ровно 100 тысяч и еще 700 человек. К услугам остальных, то есть приезжих в столице губернии распахивает двери новая гостиница с номерами. "Русь" господина Смирнова. Наконец, отстроено правое крыло Аксаковского дома выходящее на улицу Центральную.
Из других новостроек последнего предвоенного года выделяется каменный особняк купца Лаптева на Гоголевской. С одноэтажными пристройками для прислуги, баней и садом с бассейном. Этому зданию, предстоит сыграть большую роль в истории города, здесь впоследствии разместиться знаменитый Нестеровский музей. Кстати именно в 1913-м Михаил Васильевич и подарит городу будущую основу музейной коллекции - 102 картины русских мастеров, включая 30 личных работ автора.
Тот самый Нестеров
Подарок мастера совпадает по времени с ещё одним не менее важным событием в культурной жизни столицы. Губернские художники организуются в "Уфимское общество любителей живописи". Цель - нести в широкие массы, всё светлое доброе, вечное. На выставках общества важнейшее место отведено картинам из частных коллекций. Имена легендарные. Айвазовский, Васнецов, Верещагин, Шишкин, и равный среди равных, академик Михаил Васильевич Нестеров.
Сын уфимского купца Миша Нестеров сразу пошел в раскос с семейными традициями. Стояние за прилавком и счет вызывают у него лишь тоску и сомнения. Зато налицо склонность к рисованию и прочим искусствам. Редкий случай. Родные не настаивают на коммерческой карьере. Отроку уготована совсем иная стезя. Путь живописца, ровно усеянный шипами и розами.
В родной Уфе Нестеров бывает редкими наездами. Но и здесь вдали от Москвы и Парижа он продолжает творить. Названия холстов говорят сами за себя. "Дворик в Уфе" и "Родина Аксакова". А еще знаменитая "Амазонка". И конечно "Пустынник", "Под благовест", "Видение отроку Варфоломею". Эта Русь Михаила Нестерова, Русь ушедшая, далекая от мирской суеты и лицемерия. Те самые картины, по которым запомнит художника благодарное человечество.
Творчество Михаила Васильевича радуют взор уфимцев и сегодня. А напоследок добавим. В середине 20-х Нестеров сменит родную доселе тематику и уйдет с головой в иное направление. Портреты современников, людей кипящего ХХ-го века. Но это уже совсем другая, далекая от дореволюционной Уфы история.
Короткой строкой
1913-й для Уфы - год наивысшего экономического подъема. Одних кирпичных заводов - числом ровно 20. Но этого мало - город строиться. Больше людей, больше жилья. А потому в особом фаворе у публики лесопилки и столярные мастерские. Именно здесь крутятся самые большие деньги, да и рабочих нанято больше, чем в остальных отраслях промышленности. Впрочем, найдется работа и для прочих сограждан. Городской Думой как раз объявлен набор в новую резервную пожарную часть. Дело благородное. Сияет медь брандспойтов, да и форма ладная. А главное дамам нравиться.
Не самые радостные новости. Обнародованы данные по деятельности родильных учреждений Уфы и губернии. Они более чем печальны. Из 1000 младенцев умирает почти 300. Главная причина, практически полное отсутствие, как говорят сегодня, профильных учреждений. Судите сами, первый роддом открыт в губернском центре аж в 1910-м. Два года спустя, появиться еще один. На 20 мест, и ни одним больше.
Тем временем создается Уфимское общество любителей животных. Естественно в центре вниманию защитников - городские извозчики и их лошадки. Бить животину кнутом теперь не так просто, только на окраинах и то с большой оглядкой.
Вези меня извозчик
Из 120 километров улиц Уфы в 1913-м году только 15 мощеные. Потому перемещаться пешком горожанам приходиться без особого удовольствия. Другое дело на извозчике, а еще лучше на личном экипаже. Вместе их не так уж и много - 395 штук официально учтенных городской управой. По одной упряжке на 250 уфимцев. Извозом занимаются люди в основном пришлые, живут общежитиями, грязно и скученно. Работают на хозяина, оттого и грубы в обращении. На пассажира смотрят свысока, измеряя людей исключительно толщиной кошелька.
Определенной таксы на провоз нет. Но поездка на уфимском ландо весьма не дешева. В черте города с пассажира дерут минимум 40 копеек. При том, что в Санкт-Петербурге в любой конец на финской упряжке можно проехать за тридцать. Сравните масштабы - губернский град и сама столица империи.
Уфа. Извозчик и его седок
Но даже при наличии денег сесть в гужевую повозку не так уж и просто. У конных таксистов свой профсоюз и строго определенные места стоянок. Биться за пассажира не принято. Наоборот, пусть подождет, порвет горло на морозце, а там глядишь, будет гораздо сговорчивей. Как и в наши времена, извоз проходит под строгим приглядом властей и полиции. Последняя сбирает с кучеров дань за выдачу особого номера. Отдельной строкой - техосмотр. Состояние кобылы и упряжи. А там выход на рейс. Уфимцы ждут. И рвут нарасхват редкие повозки.
В следующем году: Пересчет самодвижущихся аппаратов и финансовые проблемы Эдгара Густовича Пэна. Новый уфимский епископ и строительство последней в империи Соборной мечети. Отзвуки первой мировой и прибытие в Уфу первых эшелонов с раненными и пленными. Не откладывайте, читайте дальше.