Уфа. Год 1906-й
Новости. На берлинском радиотелеграфном конгрессе принято решение о принятии за эталон сигнала "СОС" на основе азбуки Морзе. А русский инженер Аваев изобретает первый в мире кнопочный электроприбор. Стартует знаменитая столыпинская аграрная реформа. Ну а в губернском граде Уфе в феврале начинается традиционная ярмарка. Толпы народа, горячий чай с бубликами. Народные театры, карусель и прочие представления.
Уфа. Ярмарка на Верхней Торговой площади
Короткой строкой
Уфа театральная. В зале Дворянского собрания ставят Островского. Вся выручка от спектакля пойдет в пользу бедных медиков. Из иных развлечений - гастроли цирка Гаврилова, с дрессированными верблюдами и атлетами. Хроника происшествий. Бравый конный городовой Алябьев собственноручно задерживает похитителя одеял. Печать рапортует: вещи возвращены, полицейский премирован.
Открывается лучшее в империи медресе "Галия". Помимо канонов ислама в нем преподают алгебру, химию и геометрию. Учиться сюда едут со всех уголков мусульманской России. Летом в Уфе Михаил Нестеров пишет легендарную "Амазонку". Спустя год картину за 200 червонцев приобретет музей Александра III. В том же 1906-м на уфимские улицы выкатывает первый автомобиль.
Уфимское авто
Марка и владелец первой безлошадной кареты губернии доподлинно не известны. Известно другое - едва появившись на просторах Уфы автомобилисты как класс мгновенно попали в центр внимания Городской думы. И та практически сразу обложила коптящие небо керосинки налогом в пользу столичной казны. Три целковых с мотора в год. К слову, велосипедисты платили ровно в два раза меньше. Немного погодя, Дума утвердит и правила езды на автоматических экипажах. В числе других запретов - не разъезжать по аллеям Ушаковского парка.
Прогресс наступает. Три года спустя город обзаведется и первыми такси. Некто Захарий Лукич Еремин обратиться к властям с просьбой разрешить ему "производство извозного промысла на автомобиле". Согласие дано незамедлительно. Одновременно утверждена и такса на провоз пассажиров. От вокзала до центра - 30 копеек с человека, загородные поездки "по обоюдному согласию" водителя и седоков. А час езды на моторе Дума оценит ровно в четыре целковых.
Стоянок в Уфе у такси две, зато какие - возле гостиниц "Россия" и "Русь". Богатые посетители и вообще самый, что ни наесть центр. Ну а первое ДТП произойдет недалеко от этого места на улице Телеграфной. Допотопное авто впишется в аккурат в извозчика Федора Родионова. Огромный интерес со стороны публики, много шума и пыли, четыре колеса, два места и руль с клаксоном.
Уфа. Место стоянки уфисмкого автомобиля №1. Особняк И. Лаптева на улице Гоголевской
С введением номеров - "нумер первый" получила машина богатейшего лесопромышленника Уфы господина Лаптева. В отсутствие хозяина машина стояла во дворе особняка купца Лаптева, сто на Гоголевской. Теперь здесь Нестровский музей, а тогда именно здесь располагалось место прописки 17-сильного австрийского авто марки "Лаурин и Клемент", образца 1906-го года. Водились в Уфе и иные не менее легендарные кареты: "Опель", "Олдсмобиль", "Фиат", ну и, конечно, прославленный незабвенным Козлевичем "Лорен Дитрих".
Короткой строкой
В конце зимы в заголовки газет попадает небезизвестный в узких кругах уфимский купец Дмитрий Егорович Кляузников, помимо прочего содержатель Сибирской гостиницы. Пресса приписывает бизнесмену нарушение общественного порядка и спокойствия наряду с другими участниками ссоры Комарским и Калашниковым. Кляузников выдвигает иную версию событий и требует опровержения, которое вскоре и будет опубликовано.
В этом же году местная администрация ходатайствует в верхах о снятия с губернии положения о чрезвычайной охране. В тоже время на всю Россию гремят боевые уфимские дружины. Асы подполья грезят о коммунизме, постигают основы военной науки и берут на абордаж проходящие вагоны, набитые казенными деньгами.
На абордаж
В начале двадцатого века железнодорожная станция "Воронки" превращается в один из центров революционного движения. Именно здесь на даче купца Алексеева располагается основная база уфимских дружинников, наводящих ужас на отделение полиции. К своей работе в подполье боевики относятся весьма серьезно. Помимо фехтования и джиу-джитсу, рядовые члены боевики обучаются азам разведки и контрразведки, стрельбе, бомбометанию и саперному делу.
Но самое важное направление боевых дружин - экспроприация экспроприаторов. Проще говоря, опустошение поездов со звонкой монетой и ассигнациями. Социал-демократы не мелочатся, и работают по-крупному. Пример тому - два громких экса в августе и сентябре девятьсот шестого. Если брать то сотни тысяч, если грабить то вагон.
Уфа. Железнодорожный мост и экспроприатор экспроприаторов Петр Зенцов
Первая экспроприация пройдет в начале августа. Поезд остановят ночью обычным стоп-краном. По просьбам еще не проснувшихся почтовых чиновников революционеры немного постреляют в воздух и по обшивке вагона. Напишут расписку, поставят на неё печать РСДРП и растворятся в пространстве. Деньги пойдут на нужды партии. Изъятой наличности хватит, впрочем, не надолго. Осенью уфимские боевики вновь выйдут на большую дорогу.
21 сентября очередной поезд боевики остановят при помощи обычного красного фонаря. Выгребут из закромов почтового ведомства сразу 240 тысяч целковых, взорвут одну бомбу и отбудут в неизвестном направлении. Полиция объявит вознаграждение в десять процентов от потерянной суммы за любую информацию о похитителях. Но деньги не найдут своего героя. На эти средства будет проведен V съезд РСДРП в Лондоне, и всероссийская конференция боевых дружин империи. К слову, в числе других боевиков, поезда брал и сам Петр Зенцов, пламенный революционер, будущий начальник губернского ЧК. При нем почтовые вагоны под Уфой уже не грабили.
В следующем году: гибель президента республики и зверства цензуры. Герои русско-японской войны и уфимские "штафирки". Разгром бомбисткой мастерской и модерн губернских улиц. Не откладывайте, читайте дальше.